@ARTICLE{26543118_223964830_2018, author = {К. А. Любицкая and М. А. Шакарова}, keywords = {, школа, коммуникация семьи и школы, вовлеченность родителейобразовательная политика}, title = {Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе}, journal = {Вопросы образования}, year = {2018}, number = {3}, pages = {196-215}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2018--3/223964830.html}, publisher = {}, abstract = {Любицкая Кристина Александровна — стажер-исследователь Центра исследований современного детства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: klyubitskaya@hse.ruШакарова Марта Автандиловна — кандидат психологических наук, специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Московского педагогического государственного университета. E-mail: mshakarova@bk.ruРезультаты многочисленных зарубежных исследований практик взаимодействия семьи и школы показывают, что налаженная коммуникация со школой является важным условием вовлеченности родителей в школьную жизнь, которая, в свою очередь, благоприятно влияет на весь образовательный процесс. В нашей стране фактические данные о коммуникации школы и родителей весьма малочисленны. В статье представлены результаты поискового исследования, в котором участвовали представители администрации школ и родители учащихся разных уровней общего образования (начальное, основное и среднее общее образование) одного из мегаполисов Центрального федерального округа. На основании материалов интервью с родителями и с представителями школ, а также опроса родителей школьников описываются наиболее популярные среди родителей способы коммуникации, основные трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе коммуникации со школой, а также оценивается степень вовлеченности родителей в школьную жизнь. Показано, что наиболее эффективным каналом коммуникации со школой для родителей является непосредственное общение с учителем. Основные трудности в общении со школой, по мнению родителей, являются следствием расхождения во мнении с педагогами по вопросам обучения и воспитания детей, в «закрытости» школы в целом или отдельных педагогов. В средней и старшей школе эти трудности усугубляются. В целом по результатам исследования уровень вовлеченности современных родителей в школьную жизнь оценивается как низкий.}, annote = {Любицкая Кристина Александровна — стажер-исследователь Центра исследований современного детства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: klyubitskaya@hse.ruШакарова Марта Автандиловна — кандидат психологических наук, специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Московского педагогического государственного университета. E-mail: mshakarova@bk.ruРезультаты многочисленных зарубежных исследований практик взаимодействия семьи и школы показывают, что налаженная коммуникация со школой является важным условием вовлеченности родителей в школьную жизнь, которая, в свою очередь, благоприятно влияет на весь образовательный процесс. В нашей стране фактические данные о коммуникации школы и родителей весьма малочисленны. В статье представлены результаты поискового исследования, в котором участвовали представители администрации школ и родители учащихся разных уровней общего образования (начальное, основное и среднее общее образование) одного из мегаполисов Центрального федерального округа. На основании материалов интервью с родителями и с представителями школ, а также опроса родителей школьников описываются наиболее популярные среди родителей способы коммуникации, основные трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе коммуникации со школой, а также оценивается степень вовлеченности родителей в школьную жизнь. Показано, что наиболее эффективным каналом коммуникации со школой для родителей является непосредственное общение с учителем. Основные трудности в общении со школой, по мнению родителей, являются следствием расхождения во мнении с педагогами по вопросам обучения и воспитания детей, в «закрытости» школы в целом или отдельных педагогов. В средней и старшей школе эти трудности усугубляются. В целом по результатам исследования уровень вовлеченности современных родителей в школьную жизнь оценивается как низкий.} }